Аускультация легких у детей: на что требуется обратить внимание

Подготовка к исследованию

Существует несколько специфических способов проведения аускультации легких у детей. Обычно специалист проделывает следующие манипуляции:

  1. Подготавливает специальное оборудование (стетоскоп), оснащенное деликатной поверхностью пластинки.
  2. Аккуратно нагревает пластинку до температуры кожного покрова исследуемого.
  3. Перемещает малыша в лежачую позицию.

Ценность метода

Аускультация легких у детей считается ориентировочным выслушиванием. Благодаря этому способу специалист имеет возможность получить актуальную информацию относительно состояния органа целиком. Также определяются отклонения от нормы.

После того как специалист закончил сравнительное прослушивание, он должен тщательно выслушать те зоны, где были выявлены звуковые аномалии.

При этом методе требуется сперва выявить характер ключевого дыхательного шума, а после — наличие дополнительных звуковых явлений. После этого врач приступает к выслушиванию голосовых особенностей исследуемого.
к содержанию ↑

Главные дыхательные шумы

  1. Физиологические бронхиальные.
  2. Везикулярное.

К особенностям везикулярного дыхания следует отнести мягкий шум, аналогичный звуку, когда человек негромко говорит букву «Ф». Также специалист должен слушать этот вид дыхания до тех пор, пока период вдоха не сменится фазой (1/3) выдоха.

«Вдыхательная» фаза при этом отличается яркостью звука и долготой. Выдох, наоборот, достаточно тих и короток.

Этот вид дыхания хорошо слышен на передней поверхности грудной клетки. Актуальная зона находится немного ниже лопаточных углов, в средней части подмышечных участков. В зоне верхушек и в задней части лопаток везикулярное дыхание определено достаточно слабо. Это объясняется тем, что на этом участке слой легких отличается тонкостью.

У достаточно большого количества исследуемых этот вид дыхания более громкий с левой части.

В правой стороне выдох прослушивается более четко. Это объясняется лучшим проведением по ключевому бронху правой стороны ларингеального дыхания.
к содержанию ↑

Побочные шумы

К аномальным звуковым явлениям следует отнести:

  1. Звук трения плевры (выдох и вдох схожи с хрустом снега).
  2. Крепитацию (при вдохе слышится легкий треск).

В последнем случае можно говорить о наличии аномального состояния плевральных листков, которые становятся шероховатыми. Сам звук плеврического трения схож с влажными мелкопузырчатыми хрипами и крепитацией.

Аускультация легких у детей считается наиболее безопасным методом исследования. Проводить его можно, начиная с любого возраста.

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций

Жалобы могут быть связанные с поражением органов дыхания ( кашель, насморк, одышка и т.д.) и общие ( повышение температуры, слабость, вялость). Более детально жалобы мы будем рассматривать при изучении патологии органов дыхания.

Собирая анамнез заболеваниянеобходимо установить давность, возможные причины, взаимозависимость с поражением других органов и систем, динамику заболевания и эффективность проведённого лечения .

Исследуя анамнез жизни, необходимо обратить внимание на выявление факиоров, способствующих поражению органов дыхания ( нарушение режима и образа жизни ребёнка, заболевания во время беременности, недоношенность, недостаточное физическое развитие, плохой уход, питание, несоблюдение эпидрежима, охлаждение и перегревание ребёнка, выявляют наличие фоновых заболеваний ( рахит, анемии, гипотрофии, атопии).

Пальпация, перкуссия и аускультация у детей проводится той же методикой, как и у взрослых, но при этом надо учитывать некоторые особенности:

— у детей раннего возраста голосовое дрожание определяют в момент плача, крика или кашля, выражено оно слабее, чем у старших детей и диагностическая ценность невелика;

— перкуссию у маленьких детей лучше проводить на руках у мамы;

— палец плессиметр левой руки лучше прикладывать к поверхности грудной клетки не плашмя, а под углом 45 градусов;

— у маленьких детей при сравнительной перкуссии можно обнаружить притупление лёгочного перкуторного звука в нижних отделах правого лёгкого при метеоризме. Этот признак наблюдается в положении лёжа и исчезает при перкуссии в положении стоя. Связано это со смещением печени вверх при метеоризме.

— при сравнительной перкуссии у детей перкуторный звук над правой верхушкой несколько короче, чем над левой (более короткий бронх справа и более низкое расположение верхушки с этой стороны , плюс большее развитие мышц правого плеча); перкуторный звук во 2-3 межреберьях слева несколько укорочен из-за близости сердца; при перкуссии по средней подмышечной линии внизу справа перкуторный звук имеет притупленный оттенок ( печень), а слева – тимпанический оттенок ( желудок);

-нижние границы лёгких определяют по тем же топографическим линиям, что и у взрослых и в норме в возрасте до 10 лет они находятся:

по среднеключичной линии справа – на VI ребре, слева соответствуют границе сердца, по средней подмышечной справа – VI –VII справа, слева – на IX ребре, по лопаточной линии справа – на IX ребре, слева – на XI ребре.

У детей от 10 до 12 лет и старше перкуторные границы приближаются к границам взрослых: по окологрудинной линии справа – VI ребро, слева границу не определяют; по передней подмышечной линии справа и слева – VII ребро; по средней подмышечной справа и слева – VIII ребро; по задней подмышечной справа и слева – IX ребро; по лопаточной справа и слева – X ребро; по околопозвоночной справа и слева – XI грудной позвонок.

— верхние границы у детей следующие (с обеих сторон) : спереди – линия, соединяющая середину верхнего края трапециевидной мышцы с грудинно- ключичным соединением, сзади – уровень остистого отростка VII шейного позвонка;

— подвижность нижних краёв лёгких у детей составляет 2-6 см;

— у детей раннего и дошкольного возраста выслушивается при аускультации громкое везикулярное дыхание, которое называется пуэрильным. Часто такое дыхание путают с жёстким. Объясняется эта особенность узкими бронхами, короткой трахеей и усиленной проводимостью стенок грудной клетки у детей.

Особенности инструментальных методов исследования органов дыхания:

Пикфлоуметрия:измерение пиковой скорости выдоха. Методика аналогична взрослым, выполняется соответственно алгоритму.

Пневмотахиметрия:позволяет определить нарушения бронхиальной проходимости при патологии органов дыхания. Применяется после 5 лет, показатели объёмных скоростей форсированного вдоха и выдоха с возрастом увеличиваются в норме.

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Бронхоскопия, рентгеновское исследование, томография , бронхография:как у взрослых. Бронхография проводится под общим или местным обезболиванием, детям до 6-7 лет применяется лишь общая анестезия.

Из лабораторных методов имеет значение общий анализ крови, исследование мокроты ( у детей собрать трудно), исследование крови на иммуноглобулины , белковые фракции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Внимательный осмотр обычно становится ключом к успеху при обследовании детей. Посмотрите на ребёнка до того, как прикоснуться к нему. Осмотр даст вам важную информацию. — Тяжесть заболевания.
— Рост и питание.
— Поведение и социальная активность. Уровень гигиены и ухода.

Патологический рост может быть первым проявлением заболевания у детей, всегда измеряйте и сравнивайте рост со значениями в таблицах центилей для оценки:
• массы тела — сопоставьте предыдущие результаты измерений по данным индивидуальной карты здоровья ребёнка; длины тела (у младенцев — по показаниям) или роста у старших детей;
• окружности головы у младенцев. При необходимости измерьте:
• температуру;
• артериальное давление (АД);
• пиковую скорость выдоха (ПСВ).

Оценка внешнего вида ребенка. Обследуют лицо, голову, шею и руки. Внешние морфологические признаки могут указать на хромосомный или дизморфический синдром. У младенцев пропальпируйте роднички и швы.

Затруднённое дыхание. Усиление дыхания оценивается по следующим признакам.

• Гиперемия носа.
• Экспираторная одышка — для увеличения положительного давления после выдоха.

• Вовлечение вспомогательной дыхательной мускулатуры, особенно грудинно-ключично-сосцевидных мышц.
• Расширение грудной стенки в результате сокращения супрастернальных, межрёберных, подрёберных мышц.

• Затруднение разговора (или кормления).

• Гиперэкспансия или бочкообразная форма, например при бронхиальной астме.
• Воронкообразная (впалая грудная клетка) или килевидная деформации грудной клетки (голубиная грудная клетка).

• Борозда Гаррисона (втяжение межрёберных промежутков из-за напряжения диафрагмы), например при неадекватном лечении бронхиальной астмы.
• Асимметрия движений грудной клетки.

• Расширение грудной клетки — у детей школьного возраста в норме на 3-5 см. Измерьте максимальную экспансию грудной клетки рулеткой.

Оцените симметрию.
• Трахея — проверка её центрального расположения редко бывает информативной и не нравится детям.

Выполняйте по показаниям.
• Определение верхушечного толчка для выявления смещения средостения.

• Требует осторожного проведения, сравнительного анализа, производится средними пальцами.
• Редко бывает информативной у младенцев.
• Локальное притупление — спадение лёгкого, уплотнение, жидкость.

Аускультация легких осуществляется путем герметичного прикладывания фонендоскопа на симметричные участки грудной клетки над проекцией всей легочной ткани. Оценивается характер дыхательных шумов, производится их графическая запись (пуэрильного, везикулярного, бронхиального дыхания).

Бронхофония — проведение голоса по воздушному столбу бронхов на поверхность грудной клетки. Выслушивание проводится у старших детей во время произнесения ребенком слов: «кис-кис», «раз, два, три», у маленьких детей — во время крика.

У здорового ребенка голос выслушивается слабо и одинаково с обеих сторон в симметричных точках грудной клетки.

Функциональная проба, применяемая для оценки состояния органов дыхания у детей:

Проба Штаге — Генча с задержкой дыхания заключается в определении времени, в течение которого ребенок задерживает дыхание.

  • 1) аллергический анамнез (проявление экссудативно-катарального диатеза в раннем возрасте, аллергические реакции на пищевые продукты, лекарственные препараты, пыльцу цветов и другие аллергены);
  • 2) наследственную отягощенность, семейного анамнеза по заболеваниям органов дыхания (пороки развития респираторной системы, муковисцидоз, бронхиальная астма и др.).
При исследовании органов дыхания общий осмотр начинать с лица, обращая внимание на то, как дышит ребенок — ртом или носом, есть ли выделения из носа (их характер), есть ли напряжение крыльев носа. Нет ли пены изо рта.

Следует отметить цвет лица, наличие акроцианоза в области носогубного треугольника. Осматривая грудную клетку, обращают внимание на ее симметричность, выбухание или втяжение межреберий, участие вспомогательных мышц в акте дыхания.

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Обращают внимание на голос ребенка, его крик. Определяют тип дыхания (грудной, брюшной, смешанный), глубину и ритм, производят подсчет числа дыханий в минуту либо на глаз, либо положа руку на грудь или живот обследуемого.

У новорожденных лучше поднести стетоскоп к носу ребенка.

При осмотре рта обращают внимание на его форму (симметричность углов, окраску губ, наличие трещин, высыпаний и т.д.). Осматривают слизистую оболочку рта, десен, зубы, отмечая наличие или отсутствие кариозных зубов как источника инфекции.

При ряде заболеваний язык имеет особенности:

  • 1) чистый, красный и влажный — при язвенной болезни;
  • 2) малиновый — при скарлатине;
  • 3) сухой, покрытый трещинами и темным коричневым налетом — при тяжелых интоксикациях и инфекциях;
  • 4) обложенный налетом в центре и у корня, чистый у кончика и по краям — при брюшном тифе;
  • 5) с отсутствием сосочков, инфекций, полированный — при анемии Аддисона — Бирмера; «лакированный» язык — при раке желудка, пеллагре, спру;
  • 6) локальные утолщения эпителия языка (так называемые лейкоплакии) — предраковые изменения у курильщиков.

Особенности осмотра грудной клетки. Осмотр формы грудной клетки, выявления нарушения дыхательных движений, одышки. Внешний осмотр сердечной области, осмотр живота. Осмотр формы грудной клетки позволяет выявить патологические критерии как для заболеваний дыхательной системы, так и иной патологии.

Выделяют следующие патологические варианты строения грудной клетки:

  • 1) эмфизематозную (широкую), «бочкообразную», находящуюся как бы в состоянии максимального вдоха;
  • 2) паралитическую (при хронических бронхо-легочных процессах), характеризующуюся уменьшением всех размеров, атрофией дыхательных мышц, резким наклоном ребер книзу, острым надчревным углом, отставанием лопаток;
  • 3) воронкообразную и ладьевидную (при врожденном стридоре, тяжелых формах рахита);
  • 4) рахитическую (килевидную, сдавленную с боков или запавшую по линии прикрепления диафрагмы);
  • 5) асимметричную с признаками западения, уплощения или выпячивания одной ее половины (при одностороннем пульмофибриозе, выпотном плеврите, пневмотораксе и других заболеваниях;
  • 6) деформацию грудной клетки, вызванную сколиозом или другими видами поражения позвоночника.
Руки при пальпации кладут на исследуемые участки груди симметрично с обеих сторон. Эластичность грудной клетки определяют путем сдавливания ее обеими руками спереди назад или с боков.

Отставание одной половины грудной клетки при дыхании можно определить, держа концы указательных пальцев у углов лопаток. С помощью пальпации определяют голосовое дрожание, при этом руки кладут на грудь ребенка симметрично с обеих сторон и просят произнести «сорок три » и т.д.

При этом улавливаются колебания грудной клетки, обусловленные ее вибрацией.

Перкуссию грудной клетки можно проводить как в лежачем, так и в сидячем положении, не забывая при этом о необходимости соблюдения симметричности положения обеих половин тела. Детям, как правило, проводится негромкая перкуссия.

Удары проводятся или по межреберьям, или по ребрам. Сравнительную перкуссию проводят на симметричных участках легких справа и слева: спереди — над и под ключицами, с боков — по подмышечным линиям, сзади — по лопаточным и паравертебральным.

Палец — плессиметр во всех участках легких, кроме межлопаточной области, располагается по межреберьям, а в межлопаточной — параллельно позвоночнику.

Топографическая перкуссия начинается с определения нижней границы правого легкого. Выстукивание проводят сверху вниз по сосковой, подмышечной и лопаточной линиям.

Затем определяют нижние границы левого легкого. У маленьких детей палец — плессиметр лежит перпендикулярно ребрам, у старших — параллельно.

Направление перкуссии должно идти от заведомо ясного звука к тупому. Высоту стояния верхушек и ширину полей Кренига определяют с 7 лет.

Определение подвижности легочного края проводят следующим образом. Вначале при спокойном дыхании определяют нижнюю границу легких.

Затем предлагают ребенку (старше 5 лет) глубоко вдохнуть и задержать дыхание на высоте вдоха, затем снова определяют нижнюю границу. То же самое определяют на высоте сильного выдоха.

Подвижность легочных краев выражается в сантиметрах и составляет разницу между границами легких при максимальном вдохе и выдохе.

При помощи перкуссии можно определить состояние лимфоузлов в области бифуркации трахеи, корня легкого — симптом Кораньи: перкуссия проводится по остистым отросткам позвонков, начиная с 7-грудного снизу вверх. В норме притупление перкуторного звука у маленьких детей определяется на уровне второго, а у старших — на уровне 4 грудного позвонка.

В этом случае говорят об отрицательном симптоме Кораньи.

Исследование органов дыхания обычно начинают с расспроса матери или ребенка, который проводят в определенной последовательности.

  • o насморк
  • o осиплость голоса
  • o деформация грудной клетки
  • o кашель
  • o одышка
  • o стридор
  • o повышение температуры
  • o слабость, вялость, снижение аппетита
  • o цианоз
  • o боли в грудной клетке при дыхании
  • o задержка физического развития или дефицит массы тела

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций

Внимательный осмотр обычно становится ключом к успеху при обследовании детей. Посмотрите на ребёнка до того, как прикоснуться к нему. Осмотр даст вам важную информацию. — Тяжесть заболевания.
— Рост и питание.
— Поведение и социальная активность. Уровень гигиены и ухода.

к содержанию ↑

Оценка тяжести заболевания

Ребёнок болен или здоров? Если болен, то как? Для младенцев или детей с острым заболеванием проведите «60-секундную быструю оценку».
• Дыхательные пути и дыхание — частота дыхания и сила, наличие стридора или одышки, цианоз.

• Кровообращение — частота сердечных сокращений, наполнение пульса, температура кожных покровов, время заполнения капилляров.
• Тяжёлое состояние — уровень сознания.
к содержанию ↑

Измерения при первичном осмотре ребенка

Патологический рост может быть первым проявлением заболевания у детей, всегда измеряйте и сравнивайте рост со значениями в таблицах центилей для оценки:
• массы тела — сопоставьте предыдущие результаты измерений по данным индивидуальной карты здоровья ребёнка; длины тела (у младенцев — по показаниям) или роста у старших детей;
• окружности головы у младенцев. При необходимости измерьте:
• температуру;
• артериальное давление (АД);
• пиковую скорость выдоха (ПСВ).

Оценка внешнего вида ребенка. Обследуют лицо, голову, шею и руки. Внешние морфологические признаки могут указать на хромосомный или дизморфический синдром. У младенцев пропальпируйте роднички и швы.

к содержанию ↑

Оценка функции дыхательной системы ребенка

Центральный цианоз лучше всего виден на языке.
Утолщение концевых фаланг — «барабанные палочки» на руках и ногах.

«Барабанные палочки» обычно формируются при хронических гнойных заболеваниях лёгких, например при муковисцидозе (MB), или при цианотических врождённых пороках сердца, иногда — при воспалительных заболеваниях кишечника или циррозе печени.
Тахипноэ.

Частота дыхания зависит от возраста.

к содержанию ↑

Диспноэ у ребенка

Затруднённое дыхание. Усиление дыхания оценивается по следующим признакам.

• Гиперемия носа.
• Экспираторная одышка — для увеличения положительного давления после выдоха.

• Вовлечение вспомогательной дыхательной мускулатуры, особенно грудинно-ключично-сосцевидных мышц.
• Расширение грудной стенки в результате сокращения супрастернальных, межрёберных, подрёберных мышц.

• Затруднение разговора (или кормления).

к содержанию ↑

Форма грудной клетки ребенка

• Гиперэкспансия или бочкообразная форма, например при бронхиальной астме.
• Воронкообразная (впалая грудная клетка) или килевидная деформации грудной клетки (голубиная грудная клетка).

• Борозда Гаррисона (втяжение межрёберных промежутков из-за напряжения диафрагмы), например при неадекватном лечении бронхиальной астмы.
• Асимметрия движений грудной клетки.

Аускультация легких у ребенка

• Отметьте качество и симметричность дыхательных и любых дополнительных звуков.
• Жёсткое дыхание в верхних дыхательных путях легко проводится в верхние отделы грудной клетки у младенцев.

• Хриплый голос — патология голосовых складок.
• Стридор — жёсткий, низкотоновый, возникающий преимущественно на выдохе звук при обструкции верхних дыхательных путей.

• Дыхательные звуки — в норме везикулярное, бронхиальное дыхание более высокотоновое и длительность вдоха и выдоха равна.
• Одышка — высокотоновые звуки, возникающие во время выдоха, при обструкции дистальных отделов дыхательных путей.

• Влажные хрипы — прерывистые «влажные» хрипы при открытии бронхиол.

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.

Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений. Одним из методов данной науки является аускультация.

Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.

Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.

В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.

Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.

В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.

к содержанию ↑

Для чего используется?

Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания.

Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.

Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:

  • пневмония;
  • легочный инфаркт;
  • наличие опухоли в легком;
  • отек легких;
  • туберкулез;
  • пневмоторакс;
  • скопление жидкости в плевральной полости;
  • сердечная недостаточность.
Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:
  1. Везикулярное дыхание. Этот тип шума отличается мягкостью и равномерностью, должен быть непрерывным при вдохе. По звучанию напоминает звук «в» или «ф».
  2. Бронхиальное дыхание. Оно наблюдается в фазах вдоха и выдоха, похоже на звук «х». При выдохе этот шум отличается большей резкостью, нежели при вдохе.
  3. Смешанное дыхание. Его можно назвать промежуточным между первыми двумя, поскольку ему присущи особенности их обоих.

Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:

  1. Хрипы. Могут быть сухими и влажными. Проявляются в виде свиста, жужжания или гудения (сухие) или напоминают звук лопающихся пузырьков (влажные).
  2. Крепитация. Это явление представляет собой отрывистый скрипучий звук.
  3. Шум трения плевры. При обнаружении этого шума можно предположить, что его источник находится совсем близко к поверхности. По своему звучанию он похож на хруст снега или шорох бумаги.

Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.

Мнение эксперта
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Автор статьи
Зуева Тамара Павловна
Опыт работы 10 лет в государственных клиниках, постоянный участник профильных семинаров и конференций
Следующая
ЗаболеванияЧто лучше Аминалон или Пикамилон? В чем отличие?

Добавить комментарий