Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития

Когда нужна проверка?

Медицинские проверки слуховой функции проводятся начиная со 2-3 суток после рождения малыша и время от времени повторяются на протяжении всей жизни человека. Ребенок проходит проверку в 3 месяца, в полгода, в год, при оформлении в садик и школу, на школьных медосмотрах и в рамках диспансеризации, при поступлении в ВУЗ и в военкомате.

Все дело в том, что незначительные потери слуха от рождения очень сложно поддаются диагностике в раннем возрасте, а родившийся здоровым малыш вполне может утратить хороший слух после тяжело перенесенных ОРВИ, гриппа, после акустической травмы или удара по голове. Слух более нестабилен, чем зрение, и проверять его нужно чаще.

Задуматься о внеплановой проверке родителям стоит в том случае, если появляются сомнения в том, что кроха хорошо слышит и воспринимает на слух окружающий мир.

Признаков нарушения слуха существует много. В каждом возрасте они свои. Проверить слух в медицинском учреждении стоит, если:

  • ребенок в возрасте 1-2 месяцев не обращает внимания на громкие внезапные звуки (зазвонил будильник, раздался дверной звонок, громко хлопнула дверь, упал тяжелый предмет). Ребенок при этом не вздрагивает, не ищет глазами источник звука, не пугается, не вскидывает ручки, ножки;
  • в возрасте 3 месяцев и старше малыш не реагирует на голос мамы, не узнает его, не пытается искать маму глазами, если она говорит в отдалении от его кроватки;
  • в 4 месяца не реагирует на голоса других людей, на звуки игрушек;
  • до 6 месяцев отсутствуют признаки гуления;
  • в год ребенок только мычит, не произносит звуков и слогов;
  • в два года нет минимального словарного запаса, ребенок не выполняет просьб взрослого;
  • если ребенок мало общается, не заинтересован в этом, часто проявляет агрессию;
  • чадо часто переспрашивает;
  • при диалоге ребенок напряженно внимательно следит за артикуляцией, губами и выражением лица собеседника;
  • просматривая фильм или мультфильм, старается сделать его громче;
  • сложно воспринимает телефонные слова, все время переносит трубку от одного уха к другому.

Помимо общего снижения слуха, признаки которого мы описали, существует потеря восприятия определенных диапазонов. Так, некоторые дети нормально воспринимают разговорную речь, но не воспринимают пения птиц на улице, не слышат, как шуршат листья под ногами. А некоторые не слышат, как капает вода из крана, но на нормальной громкости могут смотреть телевизор.

Степени и формы потери слуха бывают разными, и проявляются они по-разному.

Если вам кажется, что малыш чего-то не слышит или не дослышивает, не разбирает, страдает отчетливость восприятия звуков, обязательно нужно показать его ЛОР-врачу и детскому сурдологу в сурдологическом центре.

к содержанию ↑

Аппаратные методы

Существует достаточно много медицинских способов проверить, как слышит ваше чадо. Для маленьких нередко применяется игровая аудиометрия. Этот метод оптимален для детей в возрасте двух-четырех лет.

Малышу выдают наушники и оглашают правила игры: нужно бросить мячик в ведерко или корзинку тогда, когда поступит звуковой сигнал. В наушники подаются звуки разных частот.

По реакции малыша сурдолог определяет, какие частоты доступны для его восприятия, а какие — нет.

Еще один вариант игровой аудиометрической проверки заключается в том, чтобы ребенок нажимал на клавишу, сидя перед монитором компьютера. В наушниках ребенку подают звуки природы, животных, речи людей, его задача нажать на кнопку тогда, когда он слышит звуки и может их идентифицировать.

Универсальный метод проверки слуха, широко распространенный в сурдологических центрах, в поликлиниках — метод тональной аудиометрии. Тестирование проводится в специальном звукоизолированном кабинете. Ребенку предлагают надеть наушники и воспроизводят звуки разных диапазонов и частот.

Если он слышит звук, то нажимает кнопку или поднимает руку, если нет, доктор воспроизводит следующий звук, и так до того порога, когда ребенок будет слышать. Таким образом определяется порог слышимости конкретного ребенка в разных диапазонах.

Метод отоакустической эмиссии применяется для самых маленьких — именно таким методом проводят скрининги слуха в роддоме на 2-3 сутки после рождения ребенка, в поликлинике в месячном, трехмесячном, шестимесячном возрасте. Лучше, если ребенок спит на момент обследования или находится в состоянии покоя, например, сосет грудь.

В ушко крохе вводится гибкий зонд, подключенный к переносному прибору. Прибор посылает в ушко звуки разных частот и через некоторое время регистрирует вернувшийся обратно ответ колебаний волосковых клеток внутреннего уха. Если ответ есть, ребенок слышит, если ответа нет, восприятия звука отсутствует.

Тимпанометрия — еще один информативный метод оценки слуховой функции. Он предназначен для оценки работы среднего уха и барабанной перепонки. В ухо вводится зонд, который будет регистрировать колебания перепонки при проводимости звуков.

Если эти методы выявляют отклонения от норм, для установления причин тугоухости используют метод камертонов. Оценка восприятия высоких и низких звуков позволяет судить о том, какой отдел слуховых анализаторов пострадал.

к содержанию ↑

До года

Мнение эксперта
Давыдова Людмила Сергеевна
Терапевт с 13-летним стажем. Специализируется на диагностике, профилактике и лечении внутренних болезней терапевтического и гастроэнтерологического профиля в рамках клиники
В грудном возрасте можно самостоятельно только оценить общую картину — есть слух или нет. Отклонения слуховой функции, если у ребенка нет полной глухоты, оценить довольно сложно.

Обычно проверяют поведенческие реакции малыша — в ответ на звук с двух месяцев ребенок оживляется, скидывает ручки-ножки, с трех месяцев начинает искать глазами источник звука.

Можно применить так называемый крупяной тест. Три одинаковых баночки заполняют крупами наполовину: одну — манкой, другую — гречкой, третью — горохом.

Один взрослый отвлекает ребенка игрушкой без звука, а второй трясет банкой в полуметре от детского ушка. Сначала применяют манку, потом гречку, потому горох.

Так оценивают, способен ли ребенок слышать высокие, средние и низкие звуки. Между баночками нужно делать паузу в пару минут. В идеале ребенок обозначит свою заинтересованность звуком, отвлекшись от созерцания игрушки, начав искать взглядом источник звука.

к содержанию ↑

Старше 3 лет

Детям постарше, уже умеющим говорить, слух проверяют шепотной и разговорной речью. Если ребенок еще плохо говорит, то лучше воспользоваться методами, описанными выше. С 4-5 лет метод оценки слуха речью применяется уже для всех.

Важно понимать, что разговорную речь ребенок со здоровым слухом воспринимает с расстояния до 20 метров и дальше, а шепотную — с 6 метров. Обеспечьте тишину в помещении, выключите все, что отвлекает (вентилятор, телевизор).

Попросите ребенка встать у стены и отойдите от него на шесть метров. Малыш повернут правым боком к родителю, левое ухо следует закрыть ватным тампоном. Если ребенок большой, он может закрыть второе ухо пальцами.

Без голосовых усилий, на выдохе шепотом взрослый произносит числа от 1 до 100 либо пары слов, которые обычно сурдологи и отоларингологи используют для оценки слуховой функции. Задача чада — повторить сказанное слово или число.

Если ребенок не слышит подряд три слова, сказанных с шести метров, нужно приблизиться на метр и повторить их. Если опять нет слышимости, приближаются еще на метр и все повторяется снова.

Мнение эксперта
Давыдова Людмила Сергеевна
Терапевт с 13-летним стажем. Специализируется на диагностике, профилактике и лечении внутренних болезней терапевтического и гастроэнтерологического профиля в рамках клиники
Когда ребенок услышит и повторит слова, нужно зафиксировать, с какого расстояния он смог это сделать правым и левым ухом. Это поможет понять, насколько велика потеря слуха:
  • 6 метров и более на каждое ухо — слух нормальный;
  • 5-2 метра — незначительная потеря слуха;
  • 1 метр — средняя степень утраты слуха;
  • 0,5 метра — не воспринимает вообще — сильная степень снижения слуховой функции.

Для шепотной проверки используют слова, фонетически сбалансированные по высоким и низким звукам. Вот несколько пар, которые вы можете применять для своего ребенка:

  • мама — мальчик;
  • дом — лампа;
  • стол — час (часы);
  • дедушка — сапоги;
  • парта — муха;
  • врач — чай.

Не пытайтесь произносить слова, значения которых ребенок не знает в силу возраста.

После проверки шепотом можно провести проверку разговорной речью с 20 метров со спины.

к содержанию ↑

Полезные программы и приложения для самодиагностики

В Интернете существует немало аудиопрограмм и приложений для самостоятельной проверки слуха. Но они не подходят для малышей, поскольку требуют индивидуальной калибровки.

С 8-10 летнего возраста ребенок вполне может ими воспользоваться.

В результате получатся данные, схожие с данными аудиометрии, но, увы, менее точные, хотя для домашней проверки более точные, чем шепотная или разговорная речь.

Некоторые из программ можно найти на сайтах, которые распространяют музыкальный контент в качестве тестовых файлов настройки многоканальных аудиосистем. Некоторые созданы специально для домашней аудиометрии, например, Home Audiometer или слуховой тест Mimi.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Последствия снижения слуха у детей. Методы определения тугоухости новорождённого и ребёнка 2—4 лет в домашних условиях. Как проводится врачебное обследование и аудиограмма.

У детей проблемы со слухом возникают по самым разным причинам. Чтобы не пропустить начало заболевания, родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в домашних условиях и на что следует обратить внимание в первую очередь. Чем раньше замечена проблема, тем легче с ней будет справиться, обратившись к врачу.

к содержанию ↑

Причины и последствия снижения слуха

Нарушения в работе слухового анализатора наблюдаются примерно у 2% детей. Недооценивать такие нарушения нельзя, поскольку слух играет одну из важнейших ролей в развитии ребёнка.

Он влияет на способность правильно говорить, ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к его условиям. Дети со сниженным слухом позже других осваивают речь и не проявляют особой активности в познании мира вокруг себя.

Причины снижения слуха могут быть разными:

  1. Наследственная тугоухость. О ней говорят, если среди родственников есть человек с такими же проблемами. В этом случае слух детей необходимо проверять в обязательном порядке, чтобы исключить наследственное заболевание.
  2. Врождённая тугоухость. На её возникновение влияют некоторые заболевания мамы в период беременности, токсикоз, приём лекарств, вредные привычки, тяжело протекающие роды и другие факторы.
  3. Приобретённая тугоухость. Возникает вследствие заболеваний и травм. Обычные отиты, если их не лечить вовремя, могут привести к стойкому снижению слуха.

Врождённая тугоухость часто возникает в комплексе с другими не менее серьёзными патологиями. К самым распространённым из них относятся:

  • Аномалии в формировании наружного уха;
  • Заболевания глаз;
  • Сбои в работе нервной и эндокринной системы;
  • Кожные патологии;
  • Проблемы с опорно-двигательной системой.

Беременным женщинам стоит очень внимательно относиться к своему здоровью и следить, чтобы этих нарушений не возникало. При любых отклонениях у матери в течение беременности проверка слуха у ребёнка обязательна.

# Нарушение Описание
1 Тугоухость Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо менее 85 дБ
2 Глухота Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо более 85 дБ
3 Поздняя потеря слуха Отмечается при потере слуха в возрасте 3-4 лет и позже. При этом они могут частично сохранить речь в связи с относительно поздним возникновением проблемы

Тугоухость, приобретённая вследствие заболевания, может быть временной или окончательной. На её возникновение влияют следующие факторы:

  • Эпидемический паротит (в народе — свинка);
  • Скарлатина (почти не встречается в наше время);
  • Корь;
  • Грипп, ОРВИ и простудные заболевания;
  • Отит;
  • Некоторые лекарственные препараты.
Первичную проверку слуха после перенесённых заболеваний можно осуществить в домашних условиях. Для того чтобы убедиться в её правильности, лучше обратиться к врачу.
к содержанию ↑

Методы самостоятельной проверки детского слуха

Чем раньше родители заметят, что у ребёнка есть нарушения в восприятии звуков, тем быстрее слух можно скорректировать, обеспечив малышу нормальное развитие. Кроха быстро догонит своих сверстников и ничем не будет отличаться от других детей.

Когда ребёнку исполняется 6 месяцев, он способен определить направление звука. Если у него отсутствует реакция на голос или другой источника звука, стоит показать его врачу.

Младенец, у которого есть проблемы со слухом, плохо осваивает двигательные навыки и не имеет возможности полноценно познавать мир. В результате у него может страдать интеллект.
к содержанию ↑

Обследование у сурдолога

При обнаружении снижения слуха у ребёнка нужно немедленно обратиться к врачу. Этой проблемой занимается сурдолог. Первое обследование малыш проходит в роддоме — на четвёртый день после рождения. Сурдолог проверяет слух у детей двумя способами:

  1. Отоакустическая эмиссия. Специальный наружный зонд вводится в слуховой проход и регистрирует данные о реакции на звуки. Это пятиминутная процедура, не вызывающая дискомфорта.
  2. Реакция мозговых клеток на звук. Тест проводится с помощью электродов и наушников. Электроды прикрепляют к голове, а в наушники подаются различные звуки. Записывающее устройство фиксирует сигналы мозговых клеток в ответ на звуки разной интенсивности и тональности.

Мнение эксперта
Давыдова Людмила Сергеевна
Терапевт с 13-летним стажем. Специализируется на диагностике, профилактике и лечении внутренних болезней терапевтического и гастроэнтерологического профиля в рамках клиники
К сожалению, слабую степень тугоухости этими методами выявить нельзя, поэтому проверять слух необходимо ежегодно. Если в семье у кого-то есть проблемы со слухом, то такие проверки проводят 1—2 раза в полгода.

Видео ниже позволяет легко узнать остроту слуха самостоятельно:

к содержанию ↑

Аудиограмма в клинике

Аудиограмма — это график, который наглядно демонстрирует отклонения в восприятии звуков разных частот. Благодаря ему врач может распознать как вид заболевания, так и его степень. Обследование проходят с помощью аудиометра — специального электронного аппарата.

Через наушники подаются звуки разной громкости, интенсивности и частоты. Услышав их, малыш нажимает кнопку, а врач фиксирует результат на графике. При обнаружении проблем сурдолог назначает лечение или дополнительное обследование. В случае необходимости маленького пациента направляют на протезирование, подбирают слуховой аппарат.

Причинами для обращения в сурдологический центр могут служить любые отклонения в звуковосприятии. К ним относятся:

  • Отсутствие связной речи в возрасте от 1 до 2 лет;
  • Нарушения в формировании звуковых оборотов;
  • Игнорирование речи родителей;
  • Постоянное переспрашивание;
  • Отсутствие понимания обычной речи на расстоянии менее 7 метров;
  • Ситуации, при которых малыш обращает внимание на мимику говорящего больше, чем на его слова.

При любом из перечисленных признаков снижения слуха нужно обратиться к врачу. Родителям не стоит стесняться показывать специалисту здорового ребёнка. Лучше быть перестраховщиками, чем пропустить начало серьёзного заболевания.

Проверка слуха у детей позволяет определить чувствительность слухового анализатора к звуковым волнам определенной интенсивности и частоты. Аудиометрическое обследование способствует выявлению патологий, сопровождающихся снижением качества восприятия звуковых сигналов и разговорной речи.

Своевременное устранение нарушений ведет к восстановлению функций звуковоспринимающего или звукопроводящего отделов слухового анализатора.

Аудиометрия является одним из самых достоверных методов определения порога звуковой чувствительности у детей дошкольного и подросткового возраста. В зависимости от типа используемого оборудования и техники проведения акуметрии специалист определяет, в какой из частей органа слуха присутствуют нарушения.

Таким образом удается установить факт развития тугоухости и степень снижения слуха.

к содержанию ↑

Назначение аудиометрии

Для каких целей проводится проверка слуха у детей на аппарате? Первые аудиометрические исследования проводят уже через несколько дней после рождения. Своевременное выявление и устранение патологий препятствует возникновению трудностей на этапе развития речи.

По утверждению педиатров, врожденная тугоухость ведет к нарушению речи и, соответственно, отставанию в развитии.

Важно! Если в анамнестических данных родителей есть отметки о наличии проблем со слухом, аудиометрическое обследование новорожденного желательно проводить не реже 1-2 раз в полгода.

Диагностирование нарушений и грамотное лечение позволяет скорректировать проблемы, связанные с развитием слуховой дисфункции. Если сбои в работе слухового анализатора были обусловлены кондуктивными причинами, полностью устранить патологии удается в 8 случаях из 10.

Восстановление слуха способствует нормальному развитию речевых и языковых способностей у детей дошкольного возраста.

к содержанию ↑

Общая информация

Чтобы проверить слух у ребенка, специалисты используют несколько методов обследования, выбор которых определяется возрастом пациента. Для определения минимального порога слышимости у детей дошкольного возраста применяют такие методы диагностики:
  • компьютерная аудиометрия – один из самых достоверных методов определения слуховой чувствительности, который используется для обследования новорожденных и взрослых;
  • поведенческая аудиометрия – применяется для определения порога слышимости у детей в возрасте от 5 до 36 месяцев;
  • игровая аудиометрия – рассчитана на проверку качества слухового восприятия у детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Для обследования детей школьного возраста применяют «взрослые» методики, к числу которых относят речевую и тональную аудиометрию. При этом остроту слуха сурдологи определяют с помощью камертонов по методикам Швабаха, Ринне или Вебера.

к содержанию ↑

Как проверяется слух у ребенка врачами

  • Во всех роддомах почти сразу после рождения делают ОАЭ на оба уха. Правда, в таком раннем возрасте это мало, о чем говорит, и многие дети не проходят тест.
  • Далее в плановом порядке в районной поликлинике (помимо всех врачей) делают еще раз ОАЭ, где-то в 2-3 месяца. Вот тут уже можно делать какие-то выводы. Хотя и в таком возрасте обследование тоже не показательно, так как ушки еще маленькие, и могут быть забиты серой. Поэтому, если что-то не так, то имеет смысл проводить дальнейшие обследования, но заранее расстраиваться еще не стоит. Читал, что существует еще поведенческий скрининг в поликлиниках с помощью аудиотестеров, но нам его не делали, и я так понимаю, что он редко применяется сейчас, так как погрешность слишком большая.
  • Если тест ОАЭ не пройдет, то идем к ЛОРу в районную поликлинику, который может посмотреть патологию наружного уха (все ли в порядке с слуховым проходом и барабанной перепонкой) и выписывает направление в сурдологический центр или кабинет. В Москве это сурдоцентр на проспекте Вернадского д9.
  • Записываемся на прием к сурдологу. В сурдоцентр на Вернадского записаться по телефону нельзя, нужно приехать лично, привезти направление из поликлиники, полис и свидетельство о рождении. Как правило, запись к врачу через 2-3 недели.
  • На первом у приеме у сурдолога происходит внешний осмотр (слуховой проход, перепонка), делается ОАЭ и импедансометрия. После чего делается вывод, каков тип тугоухости: кондуктивная или сенсоневральная (синоним нейросенсорная).
  • Далее нужно записаться на компьютерную объективную аудиометрию КСВП (еще через 2-3 недели), где будут установлены пороги слышимости на разных частотах и поставлена степень тугоухости. И, соответственно, станет понятно обойдетесь вы слуховыми аппаратами или нужно думать и о кохлеарной имплантации.
  • На данном этапе еще можно сделать генетический анализ на коннексин. Стоит это дело 2500 руб, бесплатно не делается. Выявляется ген, передающийся по наследству, и который может быть причиной тугоухости или глухоты. Причем родители могут быть носителями этого гена, но при этом сами не испытывать проблем со слухом. Результат анализа влияет на сроки операции по кохлеарной имплантации, а также на дальнейшие прогнозы по слуху.

Подробно о каждом обследовании (что это такое, что делают) я писал здесь — Методы исследования слуха.

ОАЭ (500 руб), импедансометрию (500 руб), объективную аудиометрию КСВП (2500 руб) можно сделать в частном порядке, например в той клинике, которой вы доверяете (многие рекомендуют Отофон в Москве и сурдолога Смирнову, а также Мелфон и Шиманскую). Однако, государственные исследования тоже стоит пройти, так как только после них можно будет оформить инвалидность, что позволит бесплатно получить слуховые аппараты и сделать кохлеарную имплантацию по квоте.

К тому же дублирование обследований никогда не помешает.

Мнение эксперта
Давыдова Людмила Сергеевна
Терапевт с 13-летним стажем. Специализируется на диагностике, профилактике и лечении внутренних болезней терапевтического и гастроэнтерологического профиля в рамках клиники
Важно учесть, что слух может меняться с возрастом, как в худшую сторону, так и в лучшую, поэтому аудиометрию повторяют периодически. Особенно это касается недоношенных и маловесных детей, у которых нервная система формируется позже.

Вряд ли, конечно, ребенок станет полностью слышащим, но степень тугоухости может поменяться на одну ступень. Впрочем и у обычных новорожденных окончательный диагноз можно получить к полугоду-году.

к содержанию ↑

Когда новорожденные начинают слышать

Существует мнение, что младенец в первые несколько суток ничего не слышит. Причина – наличие жидкости во внутреннем ухе.

Новорожденные способны отличать голос людей от других звуков. Самым приятным является материнский голос.

Малыши различают интонацию, скорость речи, тембр голоса. Начинают резко плакать, вздрагивать, настороженно молчать.

Если реакция ребенка на звук изначально не наблюдается, паниковать не стоит. Осознанно реагировать он начнет только к третьему месяцу жизни.

Убедиться в отсутствии отклонений родители могут в домашних условиях. Первые тесты проводятся через неделю после родов.

к содержанию ↑

Особенности проведения

Диагностика слуха новорожденных проводится комплексно.

Обусловлено это рядом причин. Во-первых, малыш не может сказать, какие звуки различает. Во-вторых, результаты одного проведенного теста нередко оказываются ошибочными.

На показатели влияют различные факторы, среди которых самочувствие крохи, внешние раздражители. Выявить нарушения удается, совместив объективные методики с поведенческой аудиометрией.

к содержанию ↑

Способы диагностики в роддоме

В первый месяц жизни выполняют основные диагностические мероприятия. Проводят процедуру аппаратом в роддоме.

Продолжительность исследования составляет максимум пять минут. Допускается выполнение, когда новорожденный ребенок спит.

Применяется метод отоакустической эмиссии. Если результаты вызывают сомнения, дополнительно регистрируют вызванные слуховые потенциалы.

Используется специальный прибор, позволяющий проверить реакцию на звуковые ощущения.

  • фиксация отоакустической эмиссии;
  • поведенческая аудиометрия;
  • импедансометрия;
  • регистрация КСВП (методика ABR).
к содержанию ↑

Определение реакции мозга (ABR)

Способ диагностики подразумевает улавливание импульсов восковых клеток, локализующихся внутри улитки. Слуховой нерв под воздействием звуковых раздражителей дает ответ.

Аппарат является датчиком с электродами, присоединенными к компьютеру. На ПК визуализируется и обрабатывается полученная информация.

Ответом на звуковой сигнал выступает генерация импульсов, фиксируемых прибором. Слышны однотонные звуки, щелчки. Результат переносится на монитор. Там появляется графическая кривая, позволяющая оценить результаты.

к содержанию ↑

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Отоакустическая эмиссия – это звук, регенерируемый волосковыми клетками улитки. Разделяется на спонтанную, возникающую при отсутствии звуков и вызванную, проявляющуюся под воздействием раздражителей.

При диагностике применяется вызванная ОАЭ. Методика считается обязательным обследованием при проверке слуха грудничка.

Отсутствие отоакустической эмиссии нередко свидетельствует о наличии проблем. При получении результата назначаются дополнительные тесты.

к содержанию ↑

Рефлекс Моро

Применяя этот способ, определить пороговую слышимость не удастся. Метод позволяет исключить тяжелые степени тугоухости.

Проводится процедура следующим образом:

  1. Грудничка кладут на ровную поверхность, распрямив ему ножки и ручки. Насильно заставлять выпрямиться младенца нельзя.
  2. Хлопают в ладоши на расстоянии около 20 см от ушка. Ответом на громкий звук является вздрагивание, плач, грудничок растопыривает пальчики.
  3. Таким же образом проверяется и второе ушко.
к содержанию ↑

Признаки хорошего слуха

Понять, что грудничок слышит, достаточно просто: через несколько недель с момента рождения он начинает вздрагивать, услышав громкие звуки.

Месячный грудничок сосредотачивается, замирает, когда с ним начинают говорить. Он становится оживленным, услышав голос мамы, пытается повернуться на звук.

С трех месяцев младенец начинает негативно реагировать на резкие звуки. Звонок телефона, шум пылесоса провоцируют вздрагивание, широкое раскрытие глаз, плач, крик.

Показателем отсутствия проблем со слухом является лепет, гуление. Четырехмесячный грудничок лепечет, увидев родного человека. Постепенно малыш начинает произносить слоги.

Плохо слышащий ребенок также лепечет, но дальнейшее развитие речи не наблюдается.

к содержанию ↑

Тревожные симптомы

Без промедления обращаться к врачу следует при наличии следующих проблем:

  • новорожденный в две-три недели не вздрагивает от громких звуков;
  • месячный малыш не поворачивает головку на звуки, которые издаются сзади него;
  • трехмесячного грудничка невозможно успокоить материнским голосом;
  • в 4 месяца нет попыток подражать голосам, звукам.

Подобные тревожные симптомы оставлять без внимания нельзя. Нужна консультация специалиста.

к содержанию ↑

Кто направляет?

Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития. Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха.

При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.
к содержанию ↑

А есть ли повод для сомнений?

Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит. Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.д).

Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?

Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.

Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.

Мнение эксперта
Давыдова Людмила Сергеевна
Терапевт с 13-летним стажем. Специализируется на диагностике, профилактике и лечении внутренних болезней терапевтического и гастроэнтерологического профиля в рамках клиники
Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?
к содержанию ↑

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины.

Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд. Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации.

Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже.

Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна.

А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач.

Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат.

И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

к содержанию ↑

Младенец

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью крупы. В пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного возрастного усиления функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности — такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого. Младенец должен отреагировать на услышанный звук — замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться. К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует дитя: на звук или движения ваших рук.

Мнение эксперта
Давыдова Людмила Сергеевна
Терапевт с 13-летним стажем. Специализируется на диагностике, профилактике и лечении внутренних болезней терапевтического и гастроэнтерологического профиля в рамках клиники
Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию крохи на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы — тихие и высокочастотные.
к содержанию ↑

Дошкольник

Существующие проблемы со слухом у малышей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит — вы это сразу заметите.

Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, нарастающая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками — все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Здоровый малыш с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы.

к содержанию ↑

Школьник

Для проверки слуха у школьника вполне допустимо использовать традиционную т.н. «шепотную» методику. Чтобы тестирование показало более-менее достоверные результаты, вам следует создать в помещении бесшумную обстановку.
  • Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует встать от него как можно дальше — оптимальным считается расстояние в 7 метров;
  • каждое ухо следует проверять отдельно — для его необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход;
  • тестирование начинается с самых высоких по тональности звуков — шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи;
  • родители должны называть слова, а ребенок — в точности повторить сказанное;
  • для проведения тестирования можно использовать специальные таблицы (Воячека, Лиангбека, Богданова), разработанные для проверки слуха, или же брать слова «из головы», главное, чтобы произносимые вами фразы были знакомы ребенку и подходили ему по возрасту.

Если в ходе домашнего тестирования вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу. Специалист направит вас на необходимые для постановки диагноза обследования и составит программу терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать — а значит, развиваться.

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации.

Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка. Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

чем установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.
к содержанию ↑

Медицинское исследование слуховой функции у детей

При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра.

Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы — позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия — наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.
Согласно мировой статистике 3-4 малыша на 1000 родившихся страдают значительным снижением способности слышать. Даже у здоровых родителей существует риск рождения слабослышащего ребенка.

Если не обнаружить нарушение слуха у ребенка на раннем этапе, это может сказаться на развитии его речевых навыков. Именно поэтому следует внимательно наблюдать реакции малыша в первые годы жизни.

к содержанию ↑

Шаг первый — делаем отоакустическую эмиссию

Абсолютно всем новорожденным при выписке из роддома проводится простой скрининговый тест – отоакустическая эмиссия (ОАЭ). Цель этого теста — определить, есть ли у малыша предпосылки для снижения слуха.

Положительный результат означает, что грубой патологии слуха у малыша нет и мельчайшие сенсорные клетки улитки уверенно воспринимают звуки громкостью от 60 дБ и выше. На данном этапе развития слухоречевой системы ребенка этого достаточно.

Мнение эксперта
Давыдова Людмила Сергеевна
Терапевт с 13-летним стажем. Специализируется на диагностике, профилактике и лечении внутренних болезней терапевтического и гастроэнтерологического профиля в рамках клиники
Отрицательный результат означает, что на одном из этапов проведения либо восприятия звуков есть проблема. Такие детки обязательно подлежат дальнейшему углубленному обследованию.

Не уверены, выполнялся ли Вашему ребенку такой тест в роддоме? Спросите об этом вашего педиатра, эта информация наверняка содержится в обменной карте. Если же по каким-то причинам тест ОАЭ не был выполнен, имеет смысл как можно скорее пройти его в детской поликлинике.

В «Центре хорошего слуха» услуга ОАЭ доступна без очередей и томительных недельных ожиданий. Всего 30 мин. — и у Вас на руках полная информация о развитии слуха Вашего крохи.

к содержанию ↑

Шаг третий — говорим и слушаем

Слышите от знакомых, родных или даже врачей: «У нашего тоже было так, а потом сам разговорился»? Ни в коем случае не слушайте подобные «советы». Говорить ребенок начнет, но что это будет за речь?
Чем раньше обнаружено нарушение слуха у ребенка, тем меньше вероятность задержки интеллектуального, речевого и психического развития.

Шаг четвертый — внимание к деталям

У вашего ребенка есть стойкие нарушения звукопроизношения, которые логопед не может скорректировать? Малыш смотрит телевизор или играет на планшете на повышенной громкости? Он лучше всего понимает вас, когда смотрит вам прямо в лицо? Вполне возможно, у вашей крохи снижение слуха.
Не откладывайте визит к специалисту, ведь раннее лечение – залог успеха.

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения.

Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.

к содержанию ↑

Что такое аудиологический скрининг

Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:

  1. Первую проверку слуха у новорожденных проводят всем малышам в возрасте до 1 месяца. Оптимально — до выписки из роддома.
  2. При выявлении нарушений слуха всем младенцам до 3 месяцев проводят аудиологическую диагностику.
  3. При выявлении необратимых нарушений слуха протезирование назначают в возрасте до 6 месяцев.
К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.
Автор статьи
Давыдова Людмила Сергеевна
Терапевт с 13-летним стажем. Специализируется на диагностике, профилактике и лечении внутренних болезней терапевтического и гастроэнтерологического профиля в рамках клиники
Следующая
СимптомыКак правильно принимать Дюфастон чтобы забеременеть – эффективная схема приема препарата

Добавить комментарий