Краеведы

Михаил Петрович Гордеев

(1919-1987)

 

 

 

 

 

Родился Михаил Гордеев в Баленском районе Читинской области в семье крестьянина, ставшего партизаном. В 30-е годы, отозвавшись на клич: «Дадим стране 150 тысяч летчиков!», стал курсантом аэроклуба. Одновременно учился на педагога. Вместе с дипломом учителя получил и удостоверение пилота. Однако в школе поработать не пришлось: в октябре 1939 Михаила Петровича направили в школу военных летчиков, где его и застала война. Он охранял государственную границу на Дальнем Востоке. С 9 августа по 3 сентября 1945 года принимал участие в разгроме японской Квантунской армии. Летал на персональном самолете ИЛ-2 «Балейский крестьянин». Деньги на него собрали его земляки. Они велели передать самолет М.П.Гордееву. Награжден медалью «За победу над Японией». В 1948 году демобилизовался по состоянию здоровья.

Судьба забросила М.П. Гордеева в Чебаркуль. Он работал в райкоме партии. С 1955 года трудился в школах, последние годы в школах №6 и №1. Первое время Михаил Петрович присматривался к работе школы. Когда в школе № 6 открылся музей Боевой славы, он выбрал свою тематику. Несмотря на то, что основное место в музее занимали материалы периода ВОВ, М.П. Гордеев решил заняться темами, более отдаленными по времени. Он всегда шел своей дорогой. Так начались многолетний поиск и исследования по истории боевого пути 26-й стрелковой дивизии, которая в составе 5-й армии освобождала Чебаркуль от войск Колчака в июле 1919 года. Затем последовала работа по воссозданию истории Чебаркульской крепости, пугачевскому движению на Южном Урале, судьбе подпольной типографии в Бишкиле, более подробное освещение истории гражданской войны в нашем крае. Биография жителя села Варламово, Героя Советского Союза М.И. Кочеткова, стала известна именно благодаря М.П. Гордееву. Кроме того, Михаил Петрович изучал судьбы жителей села Мельниково, погибших в годы ВОВ, историю формирования и боевой путь 249-й Эстонской дивизии, сформированной в Чебаркуле, публиковал материалы о работе чебаркульцев в годы войны, о боевых судьбах чебаркульцев – участников Сталинградской и Курской битв.

Разнообразие тематики работ Михаила Петровича было практическим воплощением его убежденности в том, что на примере Чебаркуля можно и нужно выучить значительную часть истории всей страны. Большой радостью для учителя-краеведа были его находки по итогам интересных встреч со старожилами сел Чебаркульского района плана Чебаркульской крепости, украшающего сейчас многие издания. Макет Чебаркульской крепости, который долгие годы хранился в городском краеведческом музее — дело рук его краеведческого коллектива. Особенно впечатляет работа по воссозданию истории боевого пути 26-й стрелковой дивизии. Сотни писем в различные районы Союза, неустанный поиск новых имен и фактов. Много данных было получено Михаилом Петровичем от ветеранов гражданской войны буквально в последние годы их жизни. Краевед-педагог всегда собирал вокруг себя пытливых ребят, видевших в учителе беззаветное, преданное служение своему делу. Родившись за сотни километров от Чебаркуля, он любил город как родной. И эту любовь сумел передать ученикам. В 1978 году, после выхода на пенсию по инвалидности, перешел в Дом пионеров, где работал методистом по краеведческой работе.

Эдуард Хакимович Рахимов

(1934-2016)

 

 

 

 

В начале 60-х годов в село Уйское по распределению после института был направлен молодой перспективный инженер Эдуард Рахимов. Он трудился в различных колхозах, где обучал сотрудников аграрному делу и тому, как правильно обращаться с техникой. А в зимний период, когда сезонные работы были окончены, преподавал в школе новый предмет — машиноведение.

После ликвидации Уйского района в 1962 году семью Рахимовых перевели в Чебаркуль. Здесь Эдуард Хакимович встретил Николая Григорьевича Иванова — директора школы № 6, который пригласил его вести автодело. В стенах этого учебного заведения он  проработал до самой пенсии. За 25 лет преподавания выпустил немало благодарных учеников, а созданный им кабинет автодела считался лучшим в области. Специальная аппаратура и высокотехнологичный компьютеризированный автокласс — все было создано педагогом по последнему слову техники так, что обучиться его мастерству съезжались коллеги из разных городов. С детьми Эдуард Хакимович работал практически без перерыва: каждое лето отправлялся с ними в трудовой лагерь, часто водил в походы. Государство оценило заслуги педагога — ему присвоены звания Отличник народного просвещения, ветеран труда, Отличник просвещения СССР.

С первых дней новоиспеченного чебаркульца поразила красота местной природы. «В озерах было много рыбы, — делился воспоминаниями Эдуард Хакимович, — а город жил в гармонии с изумрудной зеленью. Маленький, с двумя-тремя главными улицами, он был совсем нам не знаком. Дома стояли, в основном, деревянные, только-только начали строить каменные по улице Ленина, там же закладывалось и здание исполкома. С тех пор, конечно, прошло много лет…».

После выхода на заслуженный отдых он начал преподавать краеведение и туризм в Центре детского творчества, собрал богатый материал по истории края, опубликовал более 100 статей в местных изданиях и написал несколько книг. Как рассказывал сам Эдуард Хакимович, интерес к этому делу возник у него еще во времена преподавательской деятельности: «Тогда информации о происхождении здешних мест было не так уж много, и я решил заняться ее поисками». Вести летопись Чебаркуля краевед начал с самых основ, и теперь, благодаря его работе, каждый может без труда познакомиться со всеми важными событиями в жизни города.

Эрнст Николаевич Иванов

(1938 г.р.)

 

   Талантливый педагог, Почетный гражданин города, Заслуженный учитель РФ (1991), отличник Просвещения СССР и РСФСР, кавалер ордена «Знак Почета» (1981), Дипломант Национальной ассоциации за большой вклад в укрепление могущества и славы России, лауреат форума «Общественное признание».

 

 

Родился 9 июня 1938 в с. Полтавка. По окончании историко-филологического ф-та ЧГПИ (1961) пришел работать учителем истории в школу № 6 Чебаркуля. Более 30 лет возглавлял школьный музей боевой славы, в котором побывали гости не только из России, но и зарубежа— из Англии, Израиля, Ирака, Ливана, Сирии, США, Финляндии, Франции. Всего музей посетили свыше 70 тысяч человек. В музее собраны материалы по истории Великой  Отечественной войны: уникальные экспонаты, подлинные документы, фотографии, письма и книга-подарок маршала Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления». Под руководством Эрнста Николаевича следопыты школы побывали на местах боев в Белоруссии, на Бородинском поле, в гостях у прославленных военачальников: А. М. Василевского, М. В. Захарова, С. С. Бирюзова, П. И. Батова.

Долгое время  возглавлял работу историко-краеведческого филиала челябинского НОУ, созданного на базе музея. Более 6 лет на кабельном телевидении Чебаркуля вел цикл передач «История и современность». Воспитанники Эрнста Николаевича — участники и дипломанты областных школьных научных конференций; на 2-м и 3-м Всероссийских слетах НОУ были удостоены дипломов 1-й степени. Опытом работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся педагог делился на областных краеведческих семинарах и конференциях, а также на 1-х Всесоюзных педагогических  чтениях (Москва, 1968). По материалам чтений был издан сборник «Военно-патриотическое воспитание в обучении истории», в котором помещена статья об историко-краеведческой работе СШ № 6.

Многочисленные статьи, очерки, репортажи, воспоминания Эрнста Николаевича напечатаны в различных периодических изданиях. Одной из наиболее трудоемких работ Эрнста Николаевича является уникальный сборник «Есть в школе музей»… Это не только прекрасное учебное пособие по изучению школьного музея, но и города, страны — зримое отражение истории Отечества, человеческих судеб

.